Индивидуальный подход в оказании помощи детям при подготовке к ЕГЭ. Рекомендации родителям.
В настоящее время подготовка к ЕГЭ (единому государственному экзамену) является важным этапом обучения, при котором обучающиеся испытывают психологический дискомфорт: стресс, тревогу, страхи. В этот период важным является не только эмоциональная поддержка родителей, но и их психологический настрой. Ведь дети всегда чувствуют эмоциональное состояние своих родителей и подстраиваются под них. Родители обычно испытывают обеспокоенность за своего ребенка, за его успеваемость и уровень подготовки к экзаменам, предъявляют к нему завышенные требования, нагнетают обстановку либо не интересуются и не оказывают необходимую поддержку. В семье может нарастать атмосфера напряженности и недопонимания. Поэтому, уверенность родителя, его спокойствие и взвешенный, разумный, а главное индивидуальный подход к ребенку в сложный для него период будет лучшим инструментом психологической поддержки. Что означает индивидуальный подход? Индивидуальный подходучитывает особенности личности каждого ребенка, его потребностей. Как же помочь ребенку в этот сложный период? Как найти правильный подход?
Ситуация неопределенности — одна из причин стресса при подготовке к экзаменам. Подготовку к экзаменам лучше начинать заранее во избежание суеты, больших эмоциональных нагрузок, стрессового состояния, при котором ухудшается концентрация внимания, нарушается сон, возрастает психологическое и физическое напряжение, появляется чувство беспомощности и неопределенности. Лучшей профилактикой тревожности перед ЕГЭявляется заранее запланированная организация подготовки. Например, можно планировать и начинать подготовкууже в 10 классе. Так он сможет эффективно распределить свое время, не нарушая при этом привычный ритм и не находясь в ощущении недостатка времени.Вы уже сможете заранее все обсудить с ребенком, какие предметы он будет сдавать и что ему подходит, понять какой из предметов дается ему сложнее, а какой легче. Создать план подготовки: сложному материалу необходимо уделить гораздо больше времени, выстраивать поэтапное усвоение материала.
Оптимальная организация времени подготовки к экзаменам-важное условие, но для благополучной поддержки обучающихся необходимо также понимать как учитывать индивидуальные особенности ребенка и как они могут влиять на данный период.
Во-первых, дети могут иметь различия в своем хронотипе и делиться на так называемых «сов» и жаворонков». Если ребенок «жаворонок», то лучше свою деятельность планировать на часы подъема своей деятельности, первую половину дня, когда их организм максимально продуктивен. Если это «совы», то планирование подготовки лучше осуществлять на вторую половину дня, постепенно входя в ритм активной деятельности.
Во-вторых, дети имеют индивидуальные различия по ведущему типу памяти, т.е. каким способом ему легче запомнить информацию. Исходя из этого, организовывать подготовку лучше зная эти особенности и задействуя ведущий тип памяти. Если ведущий тип памяти зрительный, то можно использовать при подготовке конспекты, читать текст, рисовать схемы и таблицы. Также возможен просмотр видеолекций, документальных фильмов, обучающих роликов. При ведущем типе слуховой памяти рекомендуется прослушивание аудиокниг, использование диктофона, проговаривание и прочитывание информации вслух. При выраженной моторной памяти лучше больше задействовать конспектирование, использовать подручные средства при изучении и запоминании материала.
Помня об индивидуальном подходе к своему ребенку, можно отметить следующие важные компоненты, на которых могут возникать сложности и какие варианты помощи можно реализовать на каждом из них.
1. Когнитивный компонент
Данный компонент раскрывает трудности связанные с особенностями переработки информации, уровнем организации деятельности. Для их преодоления можно предложить помощь в стратегии деятельности: какие задания, в каком порядке выполнять и уделить внимание самому тестированию. Можно брать дополнительные занятия или занятия с репетитором.
2. Личностный компонент
Здесь трудности могут быть связаны с особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, его субъективными реакциями, особенностями эмоционального состояния. Помощь на данном этапе осуществляется на поддержку эмоционального состояния, снижение тревожности. Уместно использовать дыхательные упражнения, контролировать режим сна, чередоватьумственную и физическую нагрузки, уделить время своему хобби, укреплять самооценку, оказывать психологическую поддержку, подчеркивать успехи ребенка.Особенно важно оказывать поддержку и на когнитивном уровне, обращая их внимание на их убеждения о том, что тревожные мысли не конструктивны, а зачастую дети в данный период времени склонны катастрофизировать события. Предложить заменить иррациональные убеждения. Порассуждать, какова вероятность, что события будут развиваться именно так, какие факты есть в пользу данного утверждения. Что будет, если это произойдет. Что можно сделать, в случае если это произойдет. Например, объяснить о том, что ЕГЭ стандартная, традиционная процедура, экзамены каждый год сдают большое количество учеников. В случае провала, например, всегда есть возможность пересдать экзамен.
3. Процессуальный компонент
На данном уровне могут быть трудности, которые связаны с самой процедурой ЕГЭ. Узнать информацию о том, насколько ребёнок знаком с процедурой прохождения экзаменов, знает ли он инструкцию, как заполнять бланк, критерии оценки. Необходимо заранее изучить и подготовится к этому.
А теперь рассмотрим основные группы риска детей, у которых могут быть трудности при подготовке к экзаменам и стратегии помощи таким детям по М.Ю.Чибисовой.
1. Тревожные дети
Характеристика | Стратегия поддержки |
Такие дети могут много раз перепроверять материал, заучивать большими объёмами информацию, задают очень много вопросов и очень переживают при проверке своих знаний, находятся в ожидании неприятностей и опасности. | Задача взрослого — поддержка, поощрение. Создавать ситуацию успеха, обращать внимание на то, как ребенок старается, какие трудности преодолел и озвучивать свое одобрение и похвалу.
|
2. Дети, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации
Характеристика | Стратегия поддержки |
Это дети, которые характеризуются низким уровнем произвольности. Обычно они рассеяны, невнимательны, отвлекаемы, имеют низкую работоспособность. Их уровень организации очень низок. | На этапе подготовки очень важно научить ребенка использовать для саморегуляции деятельности различные внешние опоры. Это могут быть таймер или будильник для контроля времени, закладки для книг, маркеры и выделители, стикеры и планеры для планирования, напоминания и выполнения задач. |
3. Астеничные дети
Характеристика | Стратегия поддержки |
Основная особенность данной группы-высокий уровень утомляемости, истощения и как следствие снижение работоспособности. Такие дети могут быстро уставать и делать много ошибок. | Организация правильного режима дня. Особое внимание уделите перерывам при учебной нагрузке и достаточному сну. Возможно, кому то может потребоваться консультация невролога.
|
4. Гипертимные дети
Характеристика | Стратегия поддержки |
Это очень активные, энергичные дети. Как правило, у них высокий темп деятельности, они хорошо справляются с заданиями, требующими мобильности и высокой переключаемости. | Гипертимные дети испытывают затруднения в ходе работы требующей высокой тщательности, собранности и аккуратности. Очень важно не пытаться воздействовать на ритм и темп деятельности, говорить «Не торопись». Такой выпускник все равно будет работать в том темпе, в котором ему комфортно. Необходимо развивать у детей функцию контроля, то есть навыки самопроверки. Предложить после выполнения задания проверить самого себя, прочитать вслух то, что он сделал, разобрать задание. Также важно создавать ощущение значимости и важности экзамена. |
5. Застревающие дети
Характеристика | Стратегия поддержки |
Таких детей характеризует низкая подвижность, низкая лабильность психических функций. Они с трудом переключаются с одного задания на другое. | Навык переключения внимания тренировать довольно сложно, но вполне реально научить ребенка пользоваться часами для того, чтобы определять время, необходимое для каждого задания. Можно, например, сказать ему: «Тебе нужно решить пять задач за час. Значит, на каждую задачу ты можешь потратить не более двенадцати минут». Такие упражнения помогут ученику развивать умение переключаться. Можно также заранее определить, сколько времени следует отвести на каждое задание на экзамене |
6. Перфекционисты и «отличники»
Характеристика | Стратегия поддержки |
Дети данной категории обычно отличаются высокой или очень высокой успеваемостью, ответственностью, организованностью, исполнительностью | Очень важно помочь таким детям скорректировать их ожидания и помочь осознать разницу между «достаточным» и «превосходным». Им необходимо понять, что для получения отличной оценки нет необходимости выполнять все задания.
Необходимо избегать сравнения с другими и помочь снизить субъективную значимость ЕГЭ. Родителям важно помочь составить щадящий режим дня и регулировать степень загруженности. Важно помочь ребенку переключиться с эмоционального реагирования на планирование и сконцентрироваться на проверке. |
7. Инфантильные дети
Характеристика | Стратегия поддержки |
Такие дети отличаются низким уровнем самоконтроля, волевых процессов. В ходе учебной деятельности они не могут сосредоточиться, не обладают сформированной познавательной мотивацией. | Необходимо помогать структурировать время и создавать внешние опоры для этого. Следует также согласовать с ребенком систему поощрений. Можно давать структуру подготовки в виде схем, разбивать материал на части, устанавливать регламент времени. |
8. Правополушарные дети
Характеристика | Стратегия поддержки |
У таких детей богатое воображение, хорошо развитое образное мышление, а вот логически мыслить, структурировать им сложно. Как правило, они хорошо справляются с гуманитарными предметами, испытывая сложности с предметами естественно-научных и физико-математических циклов | Материал лучше запоминать в рисунках, схемах, таблицах. Использовать при конспектировании ментальные карты.
Нужно ориентировать таких детей на выделение основного в каждом задании. |
В заключение, хотелось бы отметить, что своевременная организация при подготовке к экзаменам, знание и учет индивидуальных особенностей вашего ребенка и тех трудностей, с которыми он может столкнуться, позволяют выстроить эффективную стратегию помощи со стороны родителя. Главное также не забывать о таких важных вещах, как ваша родительская любовь, поддержка и вера в возможности своего ребенка.